Version for the visually impaired

Пресс-центр

На данной странице можно найти всю актуальную информацию о последних событиях в РУП “Гомельэнерго” а также новости последних лет и контакты для пресс-служб

Навигация
15 марта 2022 , 06:03

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта и проводится под эгидой Организации Объединенных Наций. Впервые дата отмечалась в 1983 году.

1

В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Быстро развивающиеся цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок.

В этой связи возникает необходимость повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, а также владели навыками защиты от интернет-угроз в т.ч. финансового мошенничества.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.

М-банкинг, интернет-банкинг — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.

Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.

Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа – уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные деньги.

Существуют убедительные доказательства того, что эти риски возросли в последние годы, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили. Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального и скоординированного подхода. В частности, быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию.

Сегодня на рынке финансовых услуг широко распространена практика быстрого кредитования граждан. Появился такой финансовый инструмент и в сфере услуг мобильной связи. Вместе с тем потребители, подключившиеся к услуге v-banking (v-кошелек), оказались в зоне внимания недобросовестных граждан, которые обращаются с просьбой дать им мобильный телефон для совершения срочного звонка, т.к. их телефон якобы разрядился. За короткий промежуток времени под видом совершения звонка мошенники подключаются к данной услуге на телефоне потребителя и переводят с него деньги, полученные при подключении, на свой счет, а затем возвращают телефон ничего не подозревающему хозяину.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь предостерегает пользователей услуги v-banking (v-кошелек), а также всех граждан, пользующихся услугами мобильной связи, и рекомендует не передавать незнакомым лицам свои мобильные телефоны. Лучше предложить обратившемуся помощь и позвонить на названный им номер самостоятельно, не передавая ему свой мобильный телефон – лицо, действительно нуждающееся в срочном звонке, получит помощь, а у мошенника не будет шансов воспользоваться деньгами владельца телефона.