Характеристика объекта.
Гомельская ТЭЦ-1 установленной электрической мощностью 6 МВт, тепловой - 298 Гкал/ч расположена в правобережной части г. Гомеля. ТЭЦ-1 работает на автономную зону, обеспечивая теплом в сетевой воде в течение отопительного периода промышленных потребителей и жилищно-коммунальный сектор центра города.
Теплоснабжение левобережной части г.Гомеля осуществляется автономно – от районной котельной по ул. Черниговская и ведомственных котельных, расположенных в левобережной части города.
В межотопительный период тепловые нагрузки Центрального района передаются с Гомельской ТЭЦ-1 на Гомельскую ТЭЦ-2. В связи со строительством новых микрорайонов и дефицитом тепловой мощности РК «Черниговская» рекомендовано для повышения эффективности использования топлива передать на Гомельскую ТЭЦ–1 часть тепловых нагрузок ведомственных котельных левобережной части города и обеспечить тепловой энергией в сетевой воде потребителей Новобелицкого района г.Гомеля.
С этой целью в настоящее время ведётся строительство 9,4 км магистральных тепловых сетей в Новобелицкий район г.Гомеля. На 2013-2015гг. запланирована реконструкция Гомельской ТЭЦ–1: «Создание блока ПГУ-35 с установкой ГТУ-25, котла-утилизатора и паровой турбины.
В ходе реконструкции предполагается выполнить:
• установка газовой турбины электрической мощностью 25 МВт;
• установка дожимной компрессорной станции (ДКС) и устройство маслохозяйства для обеспечения работы ГТУ;
• демонтаж существующего парового котла ст.№4 «Шихау»;
• установка на его месте (ячейке) котла-утилизатора выхлопных газов от ГТУ;
• установка энергоэффективной системы охлаждения оборудования ГТУ и реконструкцию существующей системы охлаждения турбогенератора;
• реконструкция существующей ХВП ТЭЦ-1 с установкой блока ультрафильтрации;
• установка дополнительного электротехнического оборудования для выдачи мощности в энергосистему.
Реализация инвестиционного проекта «Гомельская ТЭЦ-1. Создание блока ПГУ-35 с установкой ГТУ-25, котла-утилизатора и паровой турбины» принесет:
• дополнительную выработку электроэнергии;
• дополнительную выработку теплоэнергии для покрытия дефицита тепловой мощности в присоединяемом Новобелицком районе г.Гомеля;
• экономию топлива на национальном уровне за счет более низких удельных расходов топлива;
• внедрение АСУ ТП в составе паровых и водогрейных котлов с генерирующим оборудованием позволит поддерживать наиболее оптимальные экономичные режимы работы оборудования в целом, что положительно скажется на росте КПД котлов и снижению общего расхода энергоносителей.
Воздействие на окружающую среду.
План мероприятий по охране окружающей среды
План мероприятий по охране окружающей среды включает план действий по уменьшению воздействия на окружающую среду, в котором перечислены возможные виды негативного воздействия и меры по их уменьшению, а также план мониторинга с указанием функций по мониторингу и контролю.
План действий по минимизации воздействия на окружающую среду
Представленный ниже план действий по минимизации воздействия на окружающую среду содержит перечисление видов воздействий, а также описание предложенных мер по уменьшению предполагаемого негативного воздействия мероприятий проекта на этапах строительства и эксплуатации объектов. В плане также указаны ответственные за осуществление мер по минимизации воздействия и соответствующие затраты.
Сроки |
Вид воздействия |
Меры по минимизации |
Затраты |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
Строительство |
||||
Год 1 Месяцы 1-2 |
Все виды воздействия |
Подготовка плана мероприятий по охране окружающей среды на территории строительства. Представление проекта плана в течение месяца после уведомления о присуждении контракта. Представление итогового плана до истечения 2 месяца. |
Незначительные |
Подрядчик |
Строительство |
Шумовое воздействие
|
- Выполнение работ строго в рабочее время по будним дням. В случае необходимости проведения работ с более высоким уровнем шума в ночные часы, жители близлежащих районов населенного пункта должны быть уведомлены за 10 дней. - Шумовые заграждения должны быть установлены по мере необходимости; рабочие должны быть обеспечены наушниками в качестве меры индивидуальной защиты при проведении работ, предполагающих высокий уровень шума. |
Незначительные |
Подрядчик |
|
Временное загрязнение атмосферного воздуха (NОx, пыль и т.д.) в связи с производством строительных работ и более интенсивным движением транспортных средств
|
- Сведение к минимуму пылевых и транспортных выбросов благодаря грамотному управлению работами и соответствующему контролю на строительной площадке. - Применение мер по минимизации уровня запыленности (например, опрыскивание водой) во время затяжных засушливых периодов; по мере необходимости, обеспечение строительных рабочих респираторами. |
Незначительные
|
Подрядчик |
|
Загрязнение почвы и воды на территории строительной площадки в результате разливов нефтепродуктов.
|
- Ежедневные проверки оборудования на предмет утечки нефтепродуктов и масел. - Запрет на мойку машин и механизмов на территории строительства. - Сбор отработанного масла в герметичные контейнеры и хранение в специально отведенных местах до вывоза. В случае выявления ПХБ (полихлорированных бифенилов) по результатам изучения документации со спецификациями масел, используемых в трансформаторах (для замены масла в спецификации сервисных трансформаторов указывается тип используемых масел), обращение с ними будет организовано в соответствии с действующим в Республике Беларусь Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. N 62 |
Незначительные
|
Подрядчик |
|
Загрязнение почвы и воды; травмирование рабочих подрядной организации и других лиц во время проведения строительных работ вследствие нарушения правил безопасного хранения строительного мусора на территории строительной площадки.
|
- Доступ в рабочие зоны должен быть временно воспрещен лицам, не имеющим отношения к проведению строительных работ. - В местах проведения строительных работ будут установлены контейнеры для бытовых отходов и небольшого строительного мусора. - До вывоза на свалку строительный мусор должен храниться в установленных местах, специально отведенных для этих целей.
|
Незначительные |
Подрядчик |
|
Травмирование рабочих подрядной организации во время проведения строительных работ.
|
- Соблюдение правил техники безопасности и непрерывный контроль со стороны лиц, обеспечивающих руководство строительными работами и государственных организаций по строительному надзору.
|
Незначительные |
Подрядчик и руководство котельных, в которых проводятся строительные работы |
|
Причинение вреда здоровью в связи с контактом с асбестосодержащими строительными материалами. |
- В случае необходимости проведения работ с асбестосодержащими материалами, рабочие должны носить защитные очки, маски и перчатки. Вывоз асбестосодержащих отходов должна осуществлять уполномоченная организация. |
Незначительные |
Подрядчик и руководство котельных, в которых проводятся строительные работы |
|
Повышенный риск ДТП в связи с более интенсивным движением тяжелой техники.
|
- Разработка и соблюдения схемы движения транспорта на территории строительства. Наряду с другими мерами, данный план будет предусматривать определение оптимальных маршрутов транспортного движения и времени доставки строительных материалов, вывоза строительного мусора на свалки и т.д. - Организация временных объездных путей на время проведения строительных работ, а также определение и обеспечение соблюдения скоростных ограничений, по мере необходимости.
|
Незначительные |
Подрядчик |
|
Повышенная эрозия почв.
|
- Восстановление поврежденного почвенного слоя и высадка быстрорастущих насаждений. - Восстановление поврежденного дорожного покрытия.
|
Незначительные |
Подрядчик |
|
Загрязнение окружающей среды в результате неправильной утилизации отходов. |
- Металлолом должен отделяться от других видов строительных отходов для переработки. Остатки бетонных плит среднего размера без стержневой передаются на переработку специализированным организациям. - Строительный мусор будет вывозиться только на специальные полигоны.
|
Незначительные |
Подрядчик |
|
Утрата или повреждение археологических находок.
|
- В случае обнаружения каких-либо археологических артефактов, работы должны быть немедленно приостановлены и информация о находке должна быть передана соответствующим местным органам власти, а также специалистам.
|
Незначительные |
Подрядчик |
Эксплуатация |
||||
Год 1 Месяцы 1-2 |
Все виды воздействия |
Подготовка плана мероприятий по охране окружающей среды для эксплуатируемого объекта. Рассмотрение ГП БИЭС и местными природоохранными инспекциями. Консультации с заинтересованными сторонами, включая общественность. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация |
Период эксплуатации |
Локальное повышение уровня загрязнения атмосферного воздуха. |
- Приоритет следует отдавать новому оборудованию и технологиям с низким уровнем выбросов. Новое оборудование должно соответствовать установленным нормам Республики Беларусь по уровням выбросов загрязняющих веществ. Данное требование должно быть включено в документацию для торгов. - При необходимости должно быть установлено дополнительное оборудование для предотвращения загрязнения.
|
От незначительных до значительных в случае установки оборудования для предотвращения загрязнения |
Белэнерго или Гомельэнерго |
|
Загрязнение почвы и грунтовых вод и причинение вреда здоровью в связи со случайным разливом нефтепродуктов (дизельного топлива и горючих веществ), турбинных и трансформаторных масел из цистерн и во время транспортировки |
- Наличие надлежащей системы локализации разливов (канавы и передвижные заградительные конструкции) наряду с применением оборудования для сбора разливов в случае аварий. Персонал должен пройти соответствующее обучение действиям, предпринимаемым в случае разливов и утечек нефтепродуктов. - Должны быть разработаны соответствующие правила действий в аварийных ситуациях. Персонал должен обладать надлежащим уровнем знаний о правилах действий в случае разливов и утечек нефтепродуктов, а также о правилах применения и технического обслуживания оборудования по ликвидации аварийных ситуаций. Обновление знаний и тренировочные занятия, имитирующие аварийные ситуации, должны проводиться на регулярной основе. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация |
|
Шумовое воздействие |
- Обеспечение соблюдения правил техники безопасности на рабочих местах. - Оборудование, создающее значительный шум, должно иметь надлежащую шумовую изоляцию. - При необходимости, рабочие должны быть обеспечены шумозащитными устройствами.
|
Незначительные |
Эксплуатирующая организация |
|
Риск пожаров |
- Обеспечение соблюдения соответствующих норм и правил Республики Беларусь по противопожарной безопасности. Проведение проверок котельных соответствующими службами противопожарной защиты на регулярной основе. - Должны быть разработаны правила действий в случае возникновения пожара. Обновление знаний и тренировочные занятия, имитирующие аварийные ситуации, должны проводиться на регулярной основе. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация |
С целью обеспечения эффективной реализации предложенных мер по минимизации воздействия на окружающую среду, включая соблюдение требований по охране окружающей среды на этапе строительства, разработан план мониторинга, который представлен ниже в форме таблицы. Данный план в общих чертах представляет собой план мероприятий по мониторингу для объекта по реконструкции Гомельской ТЭЦ-1 в г. Гомеле. После подготовки строительной проектной документации будут разработаны более детальные планы мониторинга для объекта, которые будут согласованы с соответствующими природоохранными органами.
Регулярный локальный мониторинг будет проводиться заказчиком и подрядчиками на этапе строительства и, впоследствии, эксплуатирующей организацией на стадии эксплуатации. Местные природоохранные инспекции также будут проводить регулярные проверки объекта на этапах строительства и эксплуатации. Следует отметить, что Управление государственной инспекции по труду отвечает за вопросы техники безопасности и охраны здоровья на рабочих местах. Государственный департамент капитального строительства отвечает за общий надзор за строительными работами. В ведении Департамента охраны и восстановления исторического и культурного наследия находятся вопросы культуры, включая археологические объекты и находки; природоохранные инспекции на местах осуществляют надзор за соблюдением требований по охране окружающей среды. Функции по мониторингу более подробно изложены в нижеследующей таблице. Следует также отметить, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь, расходы на проведение локального экологического мониторинга возлагаются на эксплуатирующую организацию и природоохранные инспекции.
Этап |
Параметры |
Место проведения мониторинга |
Форма мониторинга |
Периодичность |
Затраты |
Ответственные |
---|---|---|---|---|---|---|
Строительство |
Атмосферные выбросы. Поступление пылевых частиц в воздушную среду в связи с проведением земляных работ и движением транспортных средств (измеряемое в виде общего содержания взвешенных частиц), а также выхлопных газов при работе техники (измеряемое в виде содержания CO-СН, дымности). |
Пункты мониторинга будут определены вблизи основных строительных площадок и уязвимых объектов (жилые районы, школы, медицинские учреждения и т.д.) |
Визуальный контроль. Замеры уровня выхлопных газов и проверка технического паспорта каждого транспортного средства. |
a. Специальные замеры во время затяжных засушливых периодов. b. Выборочные замеры выхлопных газов (в среднем четыре замера в год). |
Незначительные |
Подрядчик и местная природоохранная инспекция. Автоинспекция. |
|
Шумовое воздействие. Уровень шума.
|
Пункты мониторинга будут определены вблизи основных строительных площадок и уязвимых объектов (жилые районы, школы, медицинские учреждения и т.д.) |
Замеры. Контроль уровней шума будет осуществляться на территории строительной площадки и за ее пределами в соответствии с национальными стандартами проведения замеров. |
a. Выборочный мониторинг (в среднем четыре замера в год). b. Замеры по ситуации в случае поступления жалоб. |
Незначительные |
Подрядчик и местная природоохранная инспекция. |
|
Отходы. Строительный мусор |
Строительные площадки и места размещения строительного мусора (например, свалки). |
Визуальный контроль/ проверка документации свалок |
a. Постоянный контроль со стороны подрядчика. b. Выборочный мониторинг (в среднем четыре проверки в год) в рамках проверок, проводимых природоохранными службами заказчика и контролирующими органами. Проверка лицензий на размещение/вывоз отходов |
Незначительные |
Подрядчик. Гомельэнерго. Госстройнадзор. |
|
Асбестосодержащие материалы. |
Строительные площадки |
Визуальный контроль и проверка спецификаций используемого оборудования. |
a. Постоянный контроль со стороны подрядчика. b. Проверка лицензий на размещение/вывоз опасных отходов. |
Незначительные |
Подрядчик. Управление государственной инспекции по труду. |
|
Техника безопасности и охрана здоровья на рабочих местах. Соблюдение правил техники безопасности. Временное прекращение доступа в рабочие зоны для лиц, не имеющих отношения к проведению работ. |
Строительные площадки |
Проверки |
a.Постоянный контроль со стороны подрядчика. b. Регулярный контроль за работой персонала подрядных организаций со стороны заказчика |
Незначительные |
Подрядчик. Управление государственной инспекции по труду. Госстройнадзор. Гомельэнерго. |
|
Водные ресурсы и почва. Хранение строительного мусора в безопасной специально отведенной зоне до его вывоза на свалку. Проверка оборудования на предмет утечки масла. Загрязнение близлежащих водоемов загрязненными стоками с территории строительных площадок. Отделение почвенного слоя от подпочвенного во время земляных работ и аккуратное возвращение почвенного слоя. |
Строительные площадки |
Проверки |
a.Постоянный контроль со стороны подрядчика. b. Регулярные проверки, проводимые природоохранными службами заказчика, государственными контролирующими органами. |
Незначительные |
Подрядчик. Госстройнадзор. Местная природоохранная инспекция. Гомельэнерго.
|
|
Культурное наследие. Археологические «случайные находки». |
Строительные площадки |
Проверки |
a.Постоянный контроль со стороны подрядчика. b. Регулярные проверки, проводимые государственными контролирующими органами.
|
Незначительные |
Подрядчик. Департамент охраны исторического и культурного наследия. |
Эксплуатация |
Загрязнение воздуха. 1. Содержание NOx, CO, SO2 в выбросах.
|
1. Дымовые трубы котельных. 2. Ранее установленные места контроля качества воздуха (например, жилые районы, больницы, школы и т.д.) в зоне действия котельной.
|
Замеры |
a. Регулярные замеры (как минимум ежемесячно) в зимний период, проводимые эксплуатирующей организацией в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды, разработанном для котельной. b. Контроль со стороны местной природоохранной инспекции.
|
Незначительные |
Эксплуатирующая организация. Местная природоохранная инспекция. |
|
Шумовое воздействие. Уровень шума. |
Рабочие места в котельной |
Замеры |
Первый раз – после ввода котельной в эксплуатацию. Впоследствии – регулярные проверки. |
Незначительные |
Управление государственной инспекции по труду. Органы здравоохранения |
|
Водные ресурсы. 1. Сбросы стоков котельной в городскую канализационную систему: нефтепродукты и смазочные материалы, pH, содержание твердых взвешенных частиц, остаточное содержание хлора, железа, меди и цинка. 2. Контроль зоны расположения цистерн с нефтепродуктами на предмет их утечки и разлива из хранилищ и цистерн; - Наличие устройств для локализации разливов. Наличие правил действий по ликвидации аварийных ситуаций. Знание работниками правил действий в случае аварийных разливов нефтепродуктов. |
1. Места сброса стоков котельной. 2. Места хранения нефтепродуктов |
1. Замеры 2. Проверки |
1. Регулярный забор проб в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды, разработанном для котельной (как минимум ежемесячно). 2. a. Первый раз – после ввода котельной в эксплуатацию. Впоследствии – регулярные проверки. b. Постоянный контроль со стороны эксплуатирующей организации и руководства ТЭЦ-1. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация. Заказчик. Местная природоохранная инспекция /жилищно-коммунальные службы. |
|
Почва. Утечки и разливы нефтепродуктов из хранилищ и цистерн. Наличие в зоне расположения хранилищ нефтепродуктов устройств для локализации разливов и герметичного фундамента. Знание работниками правил действий в случае аварийных разливов нефтепродуктов. |
Места хранения нефтепродуктов |
Проверки |
a. Первый раз – после ввода котельной в эксплуатацию. Впоследствии – регулярные проверки. b. Постоянный контроль со стороны эксплуатирующей организации. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация. Местная природоохранная инспекция. |
|
Риск пожаров. Соблюдение норм и правил противопожарной безопасности. |
Территория котельной. |
Проверки |
a. Постоянный контроль со стороны руководства ТЭЦ-1. b. Выборочные проверки, проводимые пожарными инспекциями. |
Незначительные |
Эксплуатирующая организация. Пожарная инспекция |
Информация о проведении общественных слушаний о возможном воздействии на окружающую среду объекта «Реконструкция Гомельской ТЭЦ-1 с созданием блока ПГУ-35 с установкой ГТУ-25, котла-утилизатора и паровой турбины»
08.11.2012 г. в актовом зале РУП «Гомельэнерго», расположенном по адресу г. Гомель, ул. Фрунзе, 9, были проведены общественные слушания о возможном воздействии на окружающую среду объекта «Реконструкция Гомельской ТЭЦ-1 с созданием блока ПГУ-35 с установкой ГТУ-25, котла-утилизатора и паровой турбины». Кроме руководителей и специалистов РУП «Гомельэнерго», выступающего заказчиком, и РУП «Белнипиэнергопром», выполняющего разработку проекта, в слушаниях принимали участие представители Гомельского горисполкома, Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии, а также заинтересованные лица промышленных предприятий и учреждений г. Гомеля и жители близлежащих районов.
В ходе слушаний присутствующие были ознакомлены с перспективами развития Новобелицкого района и с основными техническими решениями, содержащимися в проекте по реконструкции Гомельской ТЭЦ-1. Было отмечено, что проект будет иметь положительное воздействие на окружающую среду и здоровье населения за счет снижения выбросов в атмосферу, как результат снижения объема сжигаемого топлива на национальном уровне.
Выступившие в прениях представители Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии, отметили необходимость и своевременность планируемых работ по реконструкции Гомельской ТЭЦ-1, а также в целом одобрили решения, предусмотренные проектом, при безусловном выполнении природоохранных требований, направленных на максимальное снижение количества вредных выбросов в атмосферу, рациональное использование технической и хозпитьевой воды, предотвращение загрязнения подземных и поверхностных вод и т.п.
В ходе общественных слушаний присутствующими задавались вопросы, на которые представителями заказчика и проектной организации были даны ответы.